Классификация смазок по NLGI
Смазочные материалы играют важнейшую роль в обеспечении работоспособности механизмов и оборудования. От качества смазки напрямую зависит надежность и долговечность узлов трения. Существует множество видов и типов смазочных материалов, отличающихся по составу, свойствам и областям применения.
Смазки: от универсальных до высокотемпературных
Для унификации и стандартизации показателей качества смазок в США была разработана специальная классификация NLGI (National Lubricating Grease Institute). Она позволяет определять консистенцию и тип смазочного материала по универсальной шкале от 000 до 6.
По классификации NLGI различают следующие основные типы смазочных материалов:
- Пластичные смазки классов 000-00, используемые в централизованных смазочных системах. Они легко перекачиваются насосами даже при низких температурах, так как обладают очень жидкой консистенцией.
- Низкотемпературные пластичные смазки классов 0-1, работающие при температуре до -50°С. Обладают хорошей адгезией к металлам. Консистенция у них мягкая, полужидкая.
- Универсальные пластичные смазки классов 2-3. Применяются в подшипниках, узлах трения при любых температурах. Имеют мягкую, полутвердую консистенцию.
- Высокотемпературные смазки классов 4-6 с рабочей температурой до 250°С. Используются в механизмах, подверженных интенсивному нагреву. Это наиболее твердые смазки.
Как видно из классификации NLGI, чем выше класс смазочного материала, тем более твердую консистенцию он имеет. Это связано с различным содержанием загустителя – специального компонента, придающего смазке необходимую вязкость.
Например, для централизованных систем смазки, где материал должен легко перекачиваться по трубопроводам, используют мягкие пластичные смазки класса 000.
А в высоконагруженных узлах трения, работающих при повышенных температурах, применяют тугоплавкие смазки классов 5-6, не растекающиеся с поверхностей трения.
Классификация NLGI широко используется производителями смазочных материалов по всему миру. Это позволяет потребителям более точно подбирать смазки для конкретных узлов трения и условий эксплуатации. Например, если в техдокументации указана рекомендуемая смазка класса NLGI 2, можно выбрать любую универсальную смазку именно этого класса консистенции.